Фонд 'Пресса'

      

   Отдел аналитики


Аналитический отдел - мозговой центр фонда. Здесь происходит обработка и анализ поступающей информации, выявляются основные тенденции общественно - политической жизни...

Подробнее об отделе

МЯСНОЕ КВОТИРОВАНИЕ: история вопроса, нынешнее состояние и перспективы

Fondpressa.ru > Аналитика


27 января 2005


    Квоты на ввоз говядины, свинины и птицы были введены  правительством Касьянова весной 2003 года. Это первый случай, когда для регулирования потребительского рынка применили механизм квотирования, а не повышения пошлин. Первоначально рынок отреагировал на новшество очень болезненно: цена на импортное мясо взлетела почти наполовину. Но постепенно поставки наладились, цены пошли вниз и к сентябрю 2003 года  их рост составил от 9 до 22 процентов.


    Существующая система мясного квотирования выявила множество недовольных. Среди значительной части участников рынка изначально бытовало мнение, что распределение квот - мера негативная, и что вместо сокращения импорта он на самом деле… увеличится на 15-20%.

 

    Об этом говорили участники Круглого стола на тему: "Тарифное квотирование. Итоги первого года", который состоялся  в рамках выставки "Мясная индустрия - 2004"

 

    Председатель Мясного союза России Мушег Мамиконян,: "Оба министерства  - Минэкономразвития и Минсельхоз - хотят сделать как лучше, но действуют несогласованно. Такая несогласованность приведет в конце концов к мысли, что все квотирование - это плохо, и его отменят. Это самый плохой результат, который можно ожидать. Я призываю к уравновешенности оценки. Мы предлагаем сделать аукцион, а не компьютерную игру. Аукцион на повышение цены. Увеличить долю выставляемого на аукцион мяса. Кроме этого предлагаем 20%, как компромисс".

 

    Исполнительный директор Союза предприятий холодильной промышленности Эдуард Багирян: "Это не рыночное распределение. Если мы говорим, что мы все рыночники, то давайте и квоты распределять рыночными методами. А это значит, что нужно проводить честные аукционы. Я не боюсь этого слова. Если прошлый аукцион прошел за доли секунды, то о какой соревновательности можно говорить? Мы заявляем: "Давайте 100% квот разыгрывать на конкурсной основе".

 

    Председатель Национальной Мясной ассоциации, руководитель исполнительного комитета Сергей Юшин: "Итоги первого года? Безусловно, на рынке появился порядок. Если в начале года квоты распределялись между 800-1000 компаниями по разным видам мяса, то в списке на 2004 год их количество сократилось почти в три раза. О чем это говорит? Рынок стал более прогнозируемым, прозрачным, контролируемым, в том числе различными госорганами. С точки зрения влияния на производство мяса внутри страны, безусловно, положительный эффект заметен. Мы с самого начала выступали за полную отмену странового или т. н. географического принципа распределения квот.


    По-прежнему считаем, что выделение квот различным странам ошибкой. Та методика, по которой квоты были распределены в прошлом году, к сожалению, привела к росту цен. По свинине, которая является основой для переработчиков, рост составлял более 40%. Так что очень много ошибок. Зачастую верх берут высокие политические интересы.  Можно ли эти интересы соизмерять с интересами огромного количества людей, на которых влияет квотирование. Мы не знаем, насколько государство станет прислушиваться к тому, что говорят профессионалы рынка. Но очень хочется на это надеяться…".

 

    Председатель Комитета по аграрной политике и продовольствию Совета Федерации Иван Стариков: "С моей точки зрения, те негативные и даже странные вещи, которые происходили, обусловлены слабостью гражданского общества в России. Ответ на вопрос: тарифное квотирование - это хорошо или плохо - не может быть однозначным. Всеобщая "вегетарианизация" страны, которая в конечном итоге наметилась в связи с ростом цен на мясо, очень и очень плохое для нас явление.

 

    Даже небольшое повышение цен  приведет к серьезному сокращению покупательского спроса. Который, в свою очередь,  негативно скажется на сельском хозяйстве.

 

    В применении квотирования  главная ошибка - страновой принцип. Можно отнести все издержки, связанные с ним, на высшие политические интересы страны. Такая политика серьезно деформирует нормальную конкуренцию, позволяя странам, получившим избыточную квоту, взвинчивать цену. А это - удар по потребителю. Но даже с этим можно было бы смириться, если бы мы стали свидетелями впечатляющего роста отечественного животноводства. Однако этого нет, в регионах  серьезная нехватка фуражного зерна. Привезти же его из-за рубежа в ближайшее время невозможно.

 

    Мы придем к такой ситуации, когда на фоне введения ограничения ввоза мяса мы параллельно сбросим  собственное поголовье скота».

 

    С целью стабилизации ситуации Уральский мясной союз  в октябре 2004 года предложил внедрить новую систему квотирования импорта мяса и систему внутреннего финансирования российского животноводства.

 

    По словам президента союза Вадима Медовикова, запретив в конце сентября 2004 г. ввоз мяса из Бразилии и Китая - основных стран-экспортеров в РФ, Правительство РФ поставило мясоперерабатывающую отрасль в сложное положение. Мясокомбинаты вынуждены снижать объемы продукции и повышать цены.

 

    Уральский мясной союз предлагает отмену "странового" и исторического принципов распределения квот на импорт мяса, а также объединить квоту по говядине и предоставить возможность импортерам самим определять, какое мясо завозить: замороженное или охлажденное.

 

    Общее количество квот распределять пропорционально численности населения, проживающего в федеральных округах. С учетом структуры потребления последних двух лет, на 2005 г. предлагается определить объем квот на импорт мяса в размере 2 млн. тонн из них 1 млн.  - птица, 600 тыс.  - свинина, 400 тыс.  - говядина.

 

    В административном центре каждого федерального округа предлагается организовать биржу, через которую будут осуществляться торги по продаже квот на импорт мяса, а также по продаже скота, мясосырья (как импортного, так и отечественного), фуражного зерна и прочей продукции, востребованной на мясном рынке.

 

    Это даст возможность внедрить нормальные принципы ценообразования, предоставить возможность всем операторам мясного рынка осуществлять внешнеторговую деятельность. Гарантированный сбыт позволит планировать бизнес мелким и средним фермерским и акционерным хозяйствам  за 3 года в два-три раза увеличить поголовье скороспелого скота, прежде всего, свиней. "Исчезнет почва для конфликта импортеров и мясопереработчиков с животноводами", - подчеркнул В. Медовиков.

 

    В 2005 году сохранится нынешняя система квотирования импорта мясного сырья.


    Минэкономразвития РФ преподнесло приятный сюрприз российским импортерам мяса. В 2005 году сохранится нынешняя система, по которой квоты на ввоз мяса из США распределяет МЭРТ, а не американские поставщики. Американцы увязывали это  со своим содействием вступлению России в ВТО. Любопытно, что еще в сентябре сообщалось о том, что МЭРТ подготовил  соответствующий законопроект…

    Информация об этом сильно взбудоражила российские мясокомбинаты и трейдерские структуры - рынок мог измениться до неузнаваемости. "Передача администрирования квот США могла привести к тому, что американские поставщики, учредив в России дочерние компании, через них контролировали бы весь объем импорта", - считает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Отечественные закупочные компании, по оценке Мясного союза России, могли лишиться до $300 млн., ежегодно зарабатываемых на импорте мяса.


    В 2004 году свинина подорожала на 50 %, говядина на 35 %. Некоторые аналитики считают, что повышение цен на мясопродукты отечественными мясокомбинатами  в октябре 2004 года было согласованной акцией с целью вмешаться в ход реформирования механизма распределения квот. Есть и другая точка зрения – розничные цены на мясные продукты завышены как минимум вдвое, потому что сектор прямой торговли отечественным мясом монополизирован посредниками. Для российских мясокомбинатов сложилась патовая ситуация.


    Есть ли из нее выход? Как остановить рост цен? Что ожидает мясной рынок России?


    По данным Мясного союза, изменения в квотировании в 2005 году будут минимальными: МЭРТ лишь поднял с 10% до 15% долю квот, которые распределяются на открытых аукционах, и несколько увеличил общий объем квот. Впрочем, может, импортеры мяса рано празднуют победу? В Мясном союзе намекают на другое: "Американцы не оставят попыток продавить нужное для себя решение. Учитывая стремление России вступить в ВТО, правительство может согласиться на передачу регулирования мясных квот американцам уже в 2006 году" (по данным журнала «Профиль»).


    Европейцы и бразильцы, воспользовавшись дефицитом мяса в России, стали продавать его по завышенным ценам.

 

    Национальная Мясная Ассоциация представила краткий прогноз того, как сложится ситуация на мясном рынке в первом квартале 2005 г. Прогноз нельзя назвать оптимистичным - в ближайшие месяцы стоимость импортируемого в Россию мяса вырастет, чему будет способствовать ряд причин.

 

     Во-первых, постановления правительства, регламентирующие порядок и объемы импорта мяса в 2005 г, вышли слишком поздно, из-за чего выдача лицензий на ввоз мяса начнется на полтора месяца позже, чем обычно - не ранее последней декады января. Реальные поставки мяса из Европы стоит ожидать лишь в феврале, а из стран американского континента еще позже - только в конце февраля - начале марта. Это спровоцирует рост оптовых цен в первом квартале текущего года, который может составить до 10%.


    Во-вторых, ситуацию с ценами осложняет общий дефицит мяса в Европе...






Телефон/факс: (095) 298-1303, 967-3642, e-mail:
Контактная информация


Copyright © 2002-2004, Фонд содействия СМИ «Пресса»
Использование материалов приветствуется при условии ссылки на источник

Наши партнеры:

Конные прогулки в Пятигорске.

Экскурсии в Карачаево-Черкесию из Кисловодска.

Катание на хасках в Мурманске.

Индивидуальные экскурсии по Дагестану из Махачкалы.




Rambler's Top100