Начало

  ПРЕСС-СЛУЖБА  

  ПРОЕКТЫ  

  УСЛУГИ  

  КОМПАНИЯ  

  КОНТАКТЫ  





Кремль вновь ставит на «хромую утку»

начало / пресс-служба / аналитика


Каримова отправят в отставку либо по американским, либо по европейским рецептам.

За андижанскими событиями может стоять придворная интрига по перехвату власти. Часы президента Ислама Каримова сочтены. Новая власть в Узбекистане установится либо по американскому, либо по европейскому сценарию. Первый путь будет означать военную диктатуру по пакистанскому образцу, второй – установление «светско-исламской» коалиции. Россия и в том, и в другом случае останется не у дел. События в Андижане уже стали частью истории Узбекистана и всего СНГ. Российская власть в эти трагические дни сделала свой выбор, безоговорочно поддержав действующего президента Ислама Каримова. На первый взгляд, он победил. Мятежники разгромлены. По неофициальным данным, за два дня погибло свыше тысячи человек. Каримов делом доказал, что не собирается добровольно уходить в отставку. Но наш тактический выигрыш обернется стратегическим поражением. Надо уметь просчитывать ситуацию на два хода вперед. А Кремль вновь, как в Грузии и Украине, ставит на "хромую утку". Так на Западе называют политика, который в ближайшее время неминуемо уйдет на пенсию. Сегодняшняя оппозиция станет новой властью и припомнит России старые обиды.

Каримов идет по пути своих неудачливых коллег - Эдуарда Шеварднадзе, Леонида Кучмы и Аскара Акаева. Патриарх узбекской политики правит страной с 1989 года. Вначале в должности первого секретаря ЦК Компартии республики, затем - президента. Как и вышеперечисленные коллеги, он успешно балансировал между Россией и США. Что ж, "цветной" революции, обрушившейся на Шеварднадзе и Кучму, он избежал. Беда к Каримову, как и к Акаеву, пришла не извне, а изнутри.

Чтобы обрисовать ее, придется чуть углубиться в историю. В Узбекистане, как в любой восточной стране, существует жесткая клановая система. Сам Каримов - выходец из ташкентско-самаркандского клана. Равновесие с крупнейшими конкурентами - джизакским и ферганско-наманганским - поддерживалось отчасти с помощью силы, отчасти - за счет создания коалиции с джизакцами против ферганцев. В 1992 г. Каримов жестко подавил последних, проведя беспрецедентные чистки и нейтрализовав их духовных лидеров. Загнанная в подполье ферганская оппозиция стала пропагандировать идеи социальной справедливости и "исламского порядка", противостоящих "светской тирании".

Но все это было бесполезно, пока в 1998 г. "в связи с выходом на пенсию" не был отстранен от власти вице-премьер Исмаил Джурабеков. Лидер джизакского клана, он еще при брежневском 1-м секретаре ЦК КП Узбекистана Шарафе Рашидове занимал пост руководителя министерства мелиорации и водного хозяйства, пережив смену четырех руководителей республики. В последние годы он контролировал продажу хлопка. После отставки Джурабекова президент попал в «вилку». Потеряв опору в джизакском клане, он не может долго бороться с ферганской оппозицией. Дважды, в 1999 и 2000 гг., боевики "Исламского движения Узбекистана" Джумы Намангани совершали прорыв из Таджикистана в южные районы Ташкентской области, продемонстрировав уязвимость позиций президента. В Ферганской долине активисты движения "Адолят", несмотря на де-факто действующее там с начала 90-х чрезвычайное положение, сумели через систему подпольных мечетей наладить агитацию молодежи и создать обученные боевые отряды. И наконец – восстание в Андижане.

Почувствовав запах жареного, Каримов схватился за внешнеполитическую «соломинку». После событий в Киргизии он понял, что США не собираются защищать своих друзей. Точно так же, как ранее Шеварднадзе, Кучма, Акаев, Каримов бросился за защитой к России, суля ей всевозможные дивиденды, и заявил о выходе Узбекистана из состава антироссийского блока ГУУАМ. Кремль тут же откликнулся и сделал то, чего недавно избежал в Киргизии – однозначно поддержал шатающуюся власть. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что события в Узбекистане - провокационная акция преступных групп типа «Талибан».

И неважно, что на самом деле общество «Акромийя», ставшее эпицентром мятежа, исповедует «мягкий ислам». В нем состоят 23 молодых бизнесмена, владеющие крупными, по городским меркам, предприятиями по производству строительных материалов и пищевой продукции. Представители силовых структур и хакима (губернатора области) решили отнять их и обвинили «акромистов» в связи с запрещенным в республике движением «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Версию этой связи и поддержал официальный Кремль. Как откровенно заявил политтехнолог Глеб Павловский, нужно обеспечить стабильность Узбекистана. Но, как видно на примере Украины, от желания Павловского мало что зависит.

Часы власти Каримова сочтены. По некоторой информации, на отставке Джурабекова, нарушившей баланс сил в республике, настоял министр внутренних дел РФ Закиржон Алматов. Он же и был инициатором самых жестких мер по подавлению андижанского мятежа. Существует версия, что это – не просто совпадение. Трупы женщин и детей в этих местах люди помнят десятилетиями. Нынешняя трагедия станет катализатором дальнейших мятежей и в Ферганской долине, и за ее пределами. И вот тогда-то и произойдет государственный переворот. Под предлогом борьбы с рвущимся к власти исламским фундаментализмом в Узбекистане установится военная диктатура, где видная роль будет отведена Алматову. Похоже, это будущее импонирует США. Для них главное – сохранить свои военные базы в Узбекистане и не допустить повторения иранских событий, где их закрыли пришедшие к власти происламские силы. Чем жестче контроль над страной, тем для Вашингтона лучше. Примером может быть Пакистан с проамериканской военной диктатурой генерала Мушаррафа. Эту же роль вполне может сыграть узбекский генерал Алматов. Потому-то представитель Госдепа США Скотт Макклеллан поддержал борьбу с «исламскими террористами» в Андижане, но ни словом не выразил симпатии к г-ну Каримову.

У этого варианта есть только одна, но тоже реальная альтернатива - создание коалиционного «светско-исламистского» правительства по таджикско-турецкому образцу. Этот вариант нравится Европе, которая, кстати, в отличие от США прекрасно ладит с исламским правительством Ирана. Так, председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель призвал правительство Узбекистана воздержаться от дальнейшего применения силовых методов. Бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей призвал к проведению «досрочных и справедливых выборов». А министр иностранных дел Великобритании Джек Сгро предельно откровенно заявил: «Я чрезвычайно озабочен тем, что узбекские войска открыли огонь по демонстрантам. Я полностью осуждаю подобные действия и призываю узбекские власти проявлять сдержанность в разрешении ситуации и искать мирные пути. Репрессии в отношении диссидентов являются ошибкой. Этот подход разделяют и наши партнеры в Европейском союзе».

Как видно, чья бы линия ни победила – американская или европейская – режим Каримова обречен. У России был прекрасный шанс застолбить свои интересы в будущем Узбекистане. В самый разгар андижанской трагедии «акромисты» обратились к Президенту России с предложением взять на себя миссию посредничества. Однако Кремль проигнорировал их. В следующий раз оппозиция вряд ли обратится к Москве. И уж тем более тогда, когда станет властью.



 

 




Copyright © 2002-2006, Фонд содействия СМИ «Пресса»
Использование материалов приветствуется при условии ссылки на источник

Наши партнеры:

Конные прогулки в Пятигорске.

Экскурсии в Карачаево-Черкесию из Кисловодска.

Катание на хасках в Мурманске.

Индивидуальные экскурсии по Дагестану из Махачкалы.

Контактная информация