Начало

  ПРЕСС-СЛУЖБА  

  ПРОЕКТЫ  

  УСЛУГИ  

  КОМПАНИЯ  

  КОНТАКТЫ  





Обещать – не значит исполнить. Послания президента не реализуются даже на бумаге

начало / пресс-служба / аналитика


Нынешнее Послание президента РФ Федеральному Собранию завершилось традиционно. Государственные СМИ, как всегда, уверяли, что это – самое лучшее за все годы программное выступление Владимира Путина. Политическая элита России, выходя из Мраморного зала Кремля, выражала свой восторг услышанными там перспективами развития страны. Восторгались правые и левые, патриоты и западники, представители партии власти и оппозиции. Как обычно, Путин своими обещаниями угодил всем. Однако было в нынешнем Послании и одно важное отличие по сравнению с предыдущими. До сих пор президент в первой части доклада отчитывался за исполнение своих обещаний. На этот раз Путин оставил эту безнадежную затею и предложил «рассматривать прошлогоднее и нынешнее Послания как единую программу действий на ближайшее десятилетие». Как в восточном анекдоте: через десять лет или шах сдохнет, или ишак. Мы решили не дожидаться этого срока и сравнили президентские обещания с действительностью, а заодно и спрогнозировали судьбу нынешних путинских планов.

Прежде чем перейти к анализу двух последних Посланий, хотя бы бегло пробежимся по судьбе предыдущих. Первое из них Путин прочитал 8 июля 2000 года, сразу после своей инаугурации. Оно было идеологически программным. Страна тогда еще не знала, чего ждать от нового президента, и с надеждой выслушала: «Корни многих наших неудач - в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросается в крайности: то она не замечает, то чрезмерно опекает общество».

Путин исполнил обещание и решил эту проблему, но в своем КГБшном стиле. Колебаний у власти больше нет. Она и «органы» готовы опекать все и вся и охотно говорят с теми, кто желает «сотрудничать».

Следующее Послание от 3 апреля 2001 года было посвящено грядущему восстановлению отечественной промышленности. Путин заявил: «Если сегодня не начать активно действовать, в том числе в осуществлении структурных реформ, - завтра можно войти в длительную экономическую стагнацию. Мы живем преимущественно в рентной, а не в производительной экономике. Где делаются основные деньги? На нефти, на газе, на металлах, на другом сырье. Полученные дополнительные доходы от экспорта либо проедаются, либо питают отток капитала, либо, в лучшем случае, инвестируются в тот же сырьевой сектор».

С тех пор прошло четыре года, а воз и ныне там. Олигархи путинской эпохи, как и при Борисе Ельцине, делают деньги на нефти, газе и металлах. Продукцию высоких технологий мы закупаем за границей.

В Послании 18 апреля 2002 года главной была тема борьбы с бюрократическим аппаратом: «Необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. Прежде всего придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов... Государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим».

Анонсированная Путиным административная реформа была проведена лишь два года спустя. Борьба с раздуванием бюрократием закончилась по закону Паркинсона: «Всякое сокращение управленческого аппарата неизбежно приводит к его увеличению». К прежней системе власти добавилась еще куча федеральных агентств, входящих в свои министерства. Тем самым для просителя очередь к решающей визе растянулась еще на одно звено.

В четвертом путинском Послании 16 мая 2003 года была поставлена глобальная экономическая задача: «За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны… Конкурентоспособным должно быть у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».

Ну-ну. «Конкурентоспособные» студенты и профессора по-прежнему эмигрируют на Запад. А от идеи удвоения ВВП сейчас отказываются, дабы не оказаться крайними, сами министры. Впрочем, этот пункт звучал и в следующем Послании Путина 26 мая 2004 года.

Вот его тезисы и воплощение на практике.

Цитата из послания

Реализация

Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем. Надо обеспечить возможности ее приобретения на рынке для основной части работающего населения России, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим гражданам социального жилья.

29 декабря 2004 г. президент Путин подписал новый Жилищный кодекс РФ. Минимальная социальная норма жилья уменьшена до 15 кв. м. на человека.

Остальное считается излишками и оплачивается по повышенной квартплате. Допустимо изъятие земельных участков, занимаемых жилыми домами, «под государственные и муниципальные нужды». Взамен предоставляется не равноценное жилье, а «выкупная цена».

Главная цель модернизации российского здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Автор концепции реформы медицины, министр Михаил Зурабов 10 декабря 2004 г. заявил, что надо брать пример с западных стран, где больные согласно нормативам не должны проводить в больнице больше пяти дней

Выпускники школ - независимо от имущественного положения родителей - должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний.

9 декабря 2004 г. правительство одобрило подготовленные Минобразования и науки «Приоритетные направления развития российского образования до 2010 года». Готовится сокращение числа бюджетных мест в вузах и передача большинства учебных заведений на баланс регионов, что вызывает резкие возражения со стороны ректоров и студентов.

Надежную основу для борьбы с бедностью может дать только экономический рост. Мы смогли бы удвоить ВВП на душу населения уже к 2010году.

31 января 2005 г. вице-премьер РФ Александр Жуков заявил, что рост ВВП по итогам 2004 г. составил 6,9%, то есть снизился по сравнению с 2003 г. (7,3%).

Мы должны вывести из "тени" значительную часть оплаты труда.

Проблемный вопрос - налог на добавленную стоимость. Надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога.

5 апреля 2005 года министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил в Госдуме, что правительство решило «пока воздержаться» от снижения НДС и дальнейшего снижения единого социального налога.

Нужно продолжать политику последовательного снижения инфляции до 3% в год и создания в течение ближайших двух лет условий для обеспечения полной конвертируемости рубля.

В декабре 2004 г. Министерство экономического развития и торговли РФ подготовило среднесрочную программу социально-экономического развития России, предусматривающую постепенное снижение инфляции до 5-6,5% и создание условий для конвертируемости рубля к 2008 г. В 2004 г. инфляция составила 11,7%, а за I квартал 2005 года – 5,3%.

Мы также должны создать эффективную систему использования природных ресурсов. Нам нужны прозрачные, некоррупционные условия доступа к ним, например, с помощью аукционов.

19 декабря 2004 г. состоялся формально открытый аукцион по продаже «Юганскнефтегаза», добывающего пятую часть российской нефти. Несмотря на то что в нем могли участвовать все желающие, в зале для торгов присутствовали лишь две компании: "Газпром-нефть" и никому не известная "Байкалфинансгруп" из Твери. Причем представитель "Газпрома" так и не сделал ни одного хода.


И, наконец, тезисы последнего Послания, так восхитившего российскую элиту. Впрочем, не всю. Отдельные представители имеют на этот счет другое мнение.


Цитата из послания

Реализация

Мы должны создать гарантии, при которых государственное телерадиовещание будет максимально объективным и будет отражать весь спектр общественно-политических сил в стране. Для этого в составе Общественной палаты может быть создана комиссия из числа уважаемых профессиональным сообществом людей, которые будут обеспечивать независимость вещательной политики, привлекать для работы квалифицированные кадры.

Ирина Хакамада, лидер партии «Наш выбор»: «В послании президента были противоречия. С одной стороны, он сказал, что не отдаст государство бюрократии, но, с другой, предлагает решать многие вопросы чисто бюрократическими методами, например, созданием комиссий при Общественной палате».

Михаил Делягин: «Общественная палата – это способ перекладывания ответственности. Палата будет составлена под контролем Кремля и примется решать: в данной передаче сбалансированно представлено мнение общества или с перекосом не в ту сторону? Это приведет к оформлению цензуры. Причем формально не государственной, а общественной. Товарищ Сталин говорил: «Я не хотел бы это делать, но мне ЦК поручил». Так и чиновник скажет: «Ребята, я ж не сам, мне Общественная палата сказала, вот с ней и разбирайтесь».

Россия была, есть и будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром. В течение трех столетий мы вместе с другими европейскими народами прошли через реформы просвещения, формирование схожих правовых систем… Все это мы делали вместе, в чем-то иногда опережая европейские стандарты…Цивилизаторская миссия российской нации на евразийском континенте должна быть продолжена.

Борис Межуев, д.ф.н.: «Есть у наших «либералов» слабость — им очень хочется быть европейской элитой. И они вынуждены решать неразрешимую задачу - каким образом можно очутиться в этой самой Европе с таким авторитарным режимом. Индия — демократическая страна, однако она не принадлежит к Европе. Более того, именно в противостоянии с одной из европейских держав она и добивалась «свободы» и «демократии». Поэтому «европейскость» вовсе не обязательно должна рассматриваться их синонимом».

Александр Дугин: «Смысл Послания обращен к Западу. Президент старательно транслирует мысль, что курс на «свободу» и «демократию» взят нынешней властью всерьез и надолго, а все отклонения от него – трудности роста. Путин упоминает, что Россия всегда следовала исторически только по европейскому западному пути. Российский либерализм даже может быть экспортирован. Новым странам НАТО предлагается сотрудничество в деле еще больших «свобод» и еще большей «демократии». Путинский патриотизм рассеивается как вечерний туман.

Каждая фракция должна иметь возможность в равной мере высказывать свою позицию по ключевым вопросам развития страны, предлагать своих представителей в руководство комитетов и комиссий, добиваться включения в повестку дня интересующих ее проблем. Кроме того, доступ к СМИ необходимо обеспечить и всем парламентским фракциям. Полагаю, что надо утвердить законом процедуру парламентских расследований.

Борис Резник, зампред Комитета Госдумы РФ по информационной политике: «Обещание равных условий освещения в СМИ различным политическим силам утопично по своей сути. Государственное СМИ не будет предоставлять одинаковое время на каналах или площадь для оппозиционных изданий и собственных политических сил».

Михаил Задорнов, депутат Госдумы РФ: «Парламентские расследования - это важнейший институт. В любой уважающей себя стране с реальной демократией парламент имеет право создать независимую комиссию по расследованию как деятельности властей, так и трагедий типа Беслана или «Норд-Оста». Если бы был такой институт, доверие общества к власти во всех ее проявлениях было намного больше. Закон о парламентских расследованиях прошел первое чтение в 2003 г., накануне выборов, и полтора года «Единая Россия» блокировала его принятие ко второму чтению. Надеюсь, что сейчас он будет доведен до конца. Но будет ли это реальное расследование или некая фикция типа Общественной палаты? Ведь есть конкретный пример – комиссия по Беслану. Она была создана в сентябре 2004 г, но до сих пор не доложила свои выводы народу.

В целях дальнейшего укрепления роли партий в формировании государственной власти предлагаю…, чтобы президентом страны мог бы предлагаться в качестве кандидата на пост главы исполнительной власти субъектов Федерации. представитель победившей на региональных выборах партии.

Ирина Хакамада, лидер партии «Наш выбор»: «Это – совмещение элемента парламентаризма с элементами назначения со стороны президента. Победившая партия редко может быть из оппозиции. А если оппозиция все же победила, Путин может найти наиболее компромиссную фигуру».

Сергей Митрохин, зампред партии «Яблоко»: «Это предложение выглядит демократическим только на первый взгляд. Выборы в регионах проводятся с чудовищным использованием административного ресурса, которое делает незначительными шансы всех партий, кроме «Единой России» или местной партии власти. Совершенно ясно, что именно она будет побеждать, и президент назначит ее представителя. Эта мера станет косметическим прикрытием нынешних авторитарных порядков».

Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Такой порядок должен сопровождаться двумя условиями – уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российских банках.

Сергей Глазьев, депутат Госдумы РФ: «В Послании - очень серьезное логическое противоречие. С одной стороны, Путин заявил о необходимости очищения государства от коррупции. А с другой стороны, объявил о решении амнистировать не только преступления, совершенные казнокрадами в ходе приватизации, сократив сроки давности по сделкам, но и призвал легализовать капиталы, вывезенные ранее из России, при условии из возвращения в страну с уплатой подоходного налога. Одно исключает другое. Если мы хотим, чтобы государство было ответственным и эффективным, мы не должны прощать казнокрадство, тем более, совершенное в крупных размерах. Это лишь развращает и государство, и тех, кто этим занимался».

Александр Шохин, председатель Координационного совета предпринимательских союзов: «Перечисление денег в российские банки, вывезенных ранее по «серым» схемам, означает по сути самодонесение. Несмотря на специальный закон об амнистии, многие все равно не решатся это сделать, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание. К тому же не следует забывать о неизбежных репутационных рисках. Опыт других стран показывает, что существенного возврата капитала ожидать не следует».

Налоговые органы не должны терроризировать бизнес. Должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые бы обеспечивали интересы государства, но не разрушали бы экономику и не загоняли бы бизнес в тупик.

Владимир Рыжков, депутат Госдумы РФ: «Президент производит впечатление совершенно неискреннего человека, когда он, с одной стороны, говорит о терроризме со стороны налоговых органов, а, с другой стороны, когда до седьмого колена уничтожаются все, кто был в «ЮКОСе». Разрыв между словами и делами нашей власти просто огромный».

Михаил Афанасьев, директор по политической аналитике и PR группы компаний «Никколо М»: «Правоохранительные органы остаются теми же, что и были, Устинова переназначили, а с коррупцией у нас случаются только припадки борьбы. В этом контексте нужна была бравая риторика. Она и была явлена».

Необходимо создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей. Я считал бы правильным отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в оффшорах, они здесь не передаются по наследству.

Ирина Хакамада, лидер партии «Наш выбор»: «Путин отказался от таких амбициозных задач, как удвоение ВВП и сокращение на треть бедности, и занялся налоговыми проблемами при решении наследственных вопросов… Эти задачи вполне мог бы решать премьер».

Эдуард Кучеров, руководитель налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит»: «Этот налог имеет широкое применение в мировой практике, и было бы неправильно от него отказываться. В России ставки налогообложения наследства и так в несколько раз ниже, чем, например, в Великобритании. Налогом облагается не все имущество, а лишь определенная часть. Например, капитал только в том случае, если находится на банковских вкладах. По мере того, как у нас появляется все больше состоятельных людей, проблема будет приобретать острый характер.


Эпилог

Как ни странно, в Послании не было ни слова о монетизации льгот, о реформе армии, о ситуации в Украине и Белоруссии и вообще в СНГ… То есть о по-настоящему острых проблемах. Вместо этого стране был предложен набор отдельных, совершенно не связанных между собой, мероприятий, желательность которых и так уже давно декларируется властью. По слухам, отсутствие единой концепции документа было вызвано тем, что он писался разными «райтерами», в частности, Игорем Шуваловым и Глебом Павловским.

Более пессимистическую точку зрения высказал известный политолог Станислав Белковский: «Кремль окончательно отказался от формулирования национального проекта — стратегической программы будущего. По количеству банальностей и общей вялости тона послание напомнило тексты уже не Брежнева, а Константина Устиновича Черненко. Это симптом того, что режим идет навстречу своему финалу. Главный вопрос, какой в этой связи возникает: как сделать так, чтобы период заката Путина не закончился распадом России?»



 

 




Copyright © 2002-2006, Фонд содействия СМИ «Пресса»
Использование материалов приветствуется при условии ссылки на источник

Наши партнеры:

Конные прогулки в Пятигорске.

Экскурсии в Карачаево-Черкесию из Кисловодска.

Катание на хасках в Мурманске.

Индивидуальные экскурсии по Дагестану из Махачкалы.

Контактная информация