Начало

  ПРЕСС-СЛУЖБА  

  ПРОЕКТЫ  

  УСЛУГИ  

  КОМПАНИЯ  

  КОНТАКТЫ  





Силовая разводка

начало / пресс-служба / аналитика


По некоторой информации, назначение новым руководителем Федеральной миграционной службы (ФМС) бывшего главы Департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД РФ Константина Ромодановского может предварять кардинальную реформу системы правоохранительных органов.

На первый взгляд, эта рокировка выглядит неожиданной. Несмотря на то, что ФМС - имеет статус федерального ведомства под «крышей» МВД, а ДСБ является лишь одним из его подразделений, его вес как «государевого ока» при министерстве считается выше. В связи с этим довольно странно, что Ромодановский - доверенное лицо Президента, специально командированный главой государства из ФСБ в милицию, идет на понижение. Однако в действительности речь может пойти о повышении статуса самой ФМС. На встрече с правозащитниками Президент не исключил, что в ближайшее время она будет выведена из подчинения МВД и превратится в самостоятельную гражданскую структуру. По словам Владимира Путина, «изначально эта служба была гражданской, но полностью наладить ее работу и управление не удалось, и поэтому ее погрузили в МВД». Реорганизованная ФМС может стать влиятельной структурой, которая будет играть важную роль в международных отношениях России.

Надо сказать, что работа ФМС вызывала огромное число нареканий. Косвенным свидетельством тому может служить выступление Президента на заседании Совета безопасности в марте с.г. Глава государства заявил о «массе проблем российской миграционной политики, которые нуждаются в скорейшем решении», отметив, что необходимо «в сжатые сроки скорректировать стратегию действий в миграционной сфере». Депутат Госдумы, полковник ФСБ Геннадий Гудков назвал ФМС «забюрократизированной и погрязшей в коррупции». Не исключено, что Ромодановский начнет свою деятельность с привычного дела - чистки кадров, тем более, что ему уже приходилось заниматься этим в стенах ФМС. В марте 2004 года был задержан с поличным заместитель руководителя Департамента ФМС Юрий Прокофьев, который вымогал взятку в 400 долларов у итальянских тренеров футбольной команды «Спартак» за «оперативное» решение проблемы. Сотрудники Ромодановского взяли его в тот момент, когда Прокофьев положил в карман меченые купюры. За взятку угодили в тюрьму и четверо сотрудников Пермского отделения ФМС, вымогавших деньги с женщины-афганки.

Между тем, работа с мигрантами уже давно оказалась в центре внимания международных организаций, в частности Совета Европы, критикующего Москву. С одной стороны, необходимо наладить систему жесткого миграционного контроля. С другой стороны, Президент неоднократно подчеркивал заинтересованность России в трудовых ресурсах стран СНГ в связи с демографическими проблемами в нашей стране. Значит, Ромодановскому как доверенному лицу Путина предстоит решать огромный комплекс проблем. Куда более туманна судьба покидаемого им ДСБ. По некоторой информации, в ближайшем будущем эту структуру ждет реорганизация и передача в структуру ФСБ.

За последние годы МВД приняло в своих стенах не одного выходца с Лубянки, некоторые из которых лично близки Президенту. Кроме Ромодановского, среди них были заместитель директора ФСБ, генерал-полковник Евгений Соловьев, бывший сотрудник КГБ Ленинградской области Сергей Веревкин-Рахальский, ставший на время начальником Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям при МВД. Теперь, возможно, власть решила, что проверяющие должны быть еще более изолированы от проверяемых. Еще во время обсуждения административной реформы в МВД многие говорили, что служба собственной безопасности не должна быть структурой того же ведомства, которое она проверяет. Выдвигалось предложение собрать воедино внутренние службы безопасности всех силовых ведомств и передать их в ведение ФСБ. У этого проекта есть и влиятельные противники. Как заявил глава ГУВД Москвы Владимир Пронин, если у него заберут собственную безопасность, это будет неправильно, потому что у начальника будет подрезано одно крыло. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов, который в 1980-е работал прокурором по надзору за органами КГБ, также сомневается в необходимости передачи этих полномочий ФСБ: «Лучше сотрудников милиции выявить нарушения самих сотрудников милиции не сможет никто».

Наконец, не исключено, что и кадровые перестановки, и реформа ДСБ - всего лишь этапы в реформе МВД и всего правоохранительного крыла российской власти. В последние десять лет наметилась тенденция к сокращению и сужению его компетенции. Не исключено, что в будущем министерство исчезнет, а его функции будут переданы различным ведомствам и самостоятельным службам. Именно к этому призывали либералы, предлагавшие расчленить МВД на муниципальную милицию, федеральную полицию, внутренние войска и службу расследований. Радикальность этого проекта напугала Кремль, который ограничился незначительными административными изменениями. Был несколько реформирован центральный аппарат, сокращено число заместителей министра внутренних дел с 12 до 4, а на базе главков были созданы департаменты. Придя к выводу, что «косметический ремонт» ничего не изменил, Президент решил действовать кардинально. В Послании к Федеральному собранию в этом году Путин заявил: «Организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов. Соответствующие решения будут подготовлены».

Разумеется, реформа МВД не может протекать в отрыве от других силовиков и, прежде всего, ФСБ. Ведь итогом преобразований должна стать сбалансированная система со своим механизмом сдержек и противовесов, но при этом с максимально разделенной компетенцией. По некоторой информации, от ФСБ к МВД могут перейти функции по борьбе с экономическими преступлениями и наркобизнесом, а останутся вопросы противодействия терроризму и защиты конституционного строя. Кроме того, планируется наделить ФСБ монополией на борьбу с коррупцией и злоупотреблениями во всех других правоохранительных органах. По другой информации, эта реформа поручена полпреду Президента в Южном федеральном округе Дмитрию Козаку.

Предлагается также создать отдельное ведомство для контроля за работой сотрудников прокуратуры. Сейчас прокуратура надзирает сама за собой. Новое самостоятельное ведомство перейдет в состав Министерства юстиции, но будет непосредственно подчиняться только главе государства. Еще в 2002 году, будучи заместителем главы администрации Президента, Козак предлагал перераспределить полномочия и оптимизировать работу силовых органов. Тогда дело закончилось ничем. По словам самого Козака, принятие всех поправок ждет непростой путь, потому что одни могут быть недовольны ими, другие не готовы к подобным инициативам.

Тема реформы силового блока может стать весьма значимой в контексте выборов 2007-2008 годов. По опросам общественного мнения, подавляющее большинство граждан России на вопрос, кого вы боитесь больше всего, называют «милицию». Значит, реформа правоохранительных органов может стать одной из основных тем избирательной кампании будущего президента России. По сути, это путь, по которому пошел Виктор Ющенко, ликвидировав ДАI – аналог российской ГИБДД-ГАИ.

К тому же грядущее распределение функций между различными силовыми ведомствами означает формальное ослабление каждого из них с четким определением зоны ответственности и взаимным контролем. Для чего все это делается? Как показывает опыт Украины и Киргизии, революции там состоялись в том числе и потому, что власть «сдали» силовики. Так, в самый ответственный момент глава СБУ Украины Александр Смешко отказался бросить подведомственные ему силы против демонстрантов. Дабы предотвратить подобный сценарий в России, все «силовики» должны находиться под властью Кремля. Отсюда и стремление создать систему сдержек и противовесов в структурах силового блока.



 

 




Copyright © 2002-2006, Фонд содействия СМИ «Пресса»
Использование материалов приветствуется при условии ссылки на источник

Наши партнеры:

Конные прогулки в Пятигорске.

Экскурсии в Карачаево-Черкесию из Кисловодска.

Катание на хасках в Мурманске.

Индивидуальные экскурсии по Дагестану из Махачкалы.

Контактная информация