Начало

  ПРЕСС-СЛУЖБА  

  ПРОЕКТЫ  

  УСЛУГИ  

  КОМПАНИЯ  

  КОНТАКТЫ  





Яснополянское Соглашение

начало / пресс-служба / аналитика


Почему Россия, столь богатая природными, интеллектуальными, историческими и культурными ресурсами, до сих пор не стала сильной и процветающей? Почему так неравномерно развиваются столица и провинция и каковы возможности для реального повышения уровня жизни в регионах?

Ответы на эти вопросы содержит «Яснополянское соглашение» подписанное 29 июня 2004 участниками межрегиональной конференции в Ясной Поляне, Тульская область.

Инициатива музея "Ясная Поляна" станет пилотным проектом окружной Целевой программы "Социально-экономическое развитие центра России на основе гуманитарных ресурсов". В работе конференции, организованной аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе, корпорацией "Щекино-Азот» и администрацией Тульской области, участвовали деятели культуры и науки, представители федеральных министерств и ведомств, исполнительной власти областей ЦФО, деловых кругов. В числе российских и международных экспертов в Ясную Поляну была приглашена Президент Фонда «ПРЕССА» Анна Абоносимова. Ее взгляд на региональные СМИ как полноправный гуманитарный ресурс развития - в разделе «Аналитика».

Региональные СМИ как гуманитарный ресурс развития территории

Предмет обсуждения в Ясной Поляне исключительно важен сегодня, поскольку интеграционные процессы с мировыми рынками, европейскими и вообще западными демократиями с одной стороны несомненное благо, а с другой стороны содержит угрозу всепроникающей унификации и неизбежного размывания самобытности нации. Это особенно важно здесь, в центре России, колыбели отечественной культуры, в средоточии славянской духовности.

Разговор очень своевременный, и мне хотелось бы его несколько расширить в направлении нашего предмета, чтобы кратко рассмотреть региональные СМИ как гуманитарный ресурс развития территорий.

Российская журналистика переживает далеко не лучшие времена. За девяностые годы мы потеряли, наверное, самое главное: доверие читателей, слушателей, зрителей. Информационные войны медиа-магнатов привели к тому, что люди стали воспринимать журналистов не как своих защитников, а как наемников. И вместе с тем именно сегодня россияне с необыкновенной остротой нуждаются в качественной журналистике.

В среднем по центральной России на область приходится свыше 200 зарегистрированных СМИ всех типов. Такая массовость при относительно небольшой численности населения должна говорить о большой конкуренции на местном рынке медиа. Однако нет даже признаков таковой.

На рынке сложились две нерыночные ниши. Первая - господдержка изданий, близких к областным администрациям. Они сохранили много общего с газетами советского времени, с той лишь разницей, что поменялась фразеология, но осталось прежнее предпочтение лояльности к власти, а не к обществу и гражданам территории.

Другим фактором нерыночных отношений стало проникновение на региональный рынок СМИ финансово-промышленных групп, которые содержат издания, руководствуясь узкокорпоративными интересами, а не потребностями местного общества. Ответом населения стал повальный отказ от подписки – люди не хотят кредитовать ангажированность.

Ни тот, ни другой путь не создают предпосылок для экономической самостоятельности местной прессы. Искусственное кормление не учит выживанию, а плодит иждивенчество. Между тем, сейчас довольно много разговоров о росте отечественного рекламного рынка, прогноз на текущий год – плюс 30 процентов. Причем производители товаров массового спроса предпринимают наиболее агрессивные рекламные компании именно в регионах.

Однако, наибольшая динамика наблюдается не в СМИ, а в сети Интернет и наружной рекламе. Хуже всего дело обстоит с рекламой на радио. В целом же рост рынка, по мнению специалистов, обеспечивается на 80% за счет инфляции и лишь на 20% - за счет притока новых рекламодателей. То есть – рекламное время и площади растут, а доходности нет. Так что обольщаться относительно радужных горизонтов экономической самостоятельности СМИ по-прежнему не приходится.

Выходом из этой ситуации мог бы стать рост расценок. В этом случае рекламные ролики не прерывали бы постоянно телеэфир, а печатные СМИ не были бы вынуждены сдавать под рекламу целые полосы. Но в одиночку таких шагов не делают. А корпоративного взаимопонимания нет. Хотя его можно найти даже в рамках одной отдельно взятой области.

Получается парадокс – изданий множество, а индустрии СМИ нет. А я все-таки за то, чтобы рассматривать прессу в перспективе как отрасль региональной экономики, причем рентабельную. Иначе журналистика так и останется в положении служанки-содержанки.

"Мотивы поведения тех лиц, которые навязывают нам свою точку зрения, следует изучать. Нужно иметь в виду, что эти мотивы могут быть как благородными, так и низкими или неясными". Это цитата — из документа под названием "Этические нормы газеты "Вашингтон пост".

Вот посмотрите, как развивается коллизия вокруг девушки в розовой кофточке из Ростова-на-Дому и оскорбившего ее Киркорова. «Фила - на мыло!» Как благородно выглядит бойкот. Хамство всегда отвратительно. Но бойкот, обратите внимание – вспыхнул именно в регионах. Именно там, где певец зарабатывает. В стихийности этого процесса, у меня, как специалиста PR, очень большие сомнения. Потому хотя бы, что скандал вспыхнул спустя три недели после той пресс-конференции.

Профессиональные критерии – они ведь интернациональны и очень просты. Из каждой публикации должно быть ясно, с чего это вдруг она появилась. У читателя не должно возникать подозрения, что этот материал был кем-то "заказан". Газета четко и ясно указывает читателю, какие материалы являются рекламными. Журналист уважительно относится к любому мнению (и, следовательно, публикует его), даже если оно абсолютно расходится с его личным мнением. Публикация заведомо ложной информации невозможна. Журналисты не обманывают читателей даже в мелочах, не приукрашивают, не преувеличивают, не раздувают…Пока, к сожалению, многое из перечисленного – не про нас.

А если говорить о коммуникативной функции СМИ, применительно к теме обсуждения, то в регионах, действительно, множество замечательных талантливых людей. Но разве возможно сегодня в любой из местных газет встретить подборку стихов начинающего поэта (я уже не говорю о былых литературных страницах). Возможна ли научная дискуссия на полосе? Возможна ли хотя бы короткая зарисовка о местном художнике, музыканте (если только он не играет рок), о хранителе музея, реставраторе и т.д. А ведь всегда это было чрезвычайно важное свидетельство признательности местного общества этим подвижникам, чей труд всегда оплачивался очень скудно. И если сегодня мы решились вспомнить и востребовать наших гуманитариев, необходимо поддержать и подчеркнуть их общественный статус. Но какой редактор откажется ради этого от лишней «восьмушки» рекламы на полосе?

Независимость стоит денег, условий их заработать нет. Остаются два финансовых источника – бизнес и власть. Те и другие чужды филантропии. А поскольку на местах во всем калькируют федеральные обычаи, уже и в иных региональных Белых домах завели закрытые брифинги для аффилированных главных редакторов, не столь регулярные, как по пятницам в Кремле, но не менее эффективные в смысле управляемости. Показательно, что медиа-рынок начал понемногу востребовать – как правило, на договорной основе, - журналистов старших поколений, не забывших теорию и практику партийно-советской печати, Главлит и эзопов язык.

Подавляющее большинство населения покупает одну газету с телепрограммой, и это симптом. В газетном сегменте регионального рынка налицо соответствие цены и качества. Очень слабый профессиональный уровень редакций. В годы моей молодости студенты журфака острили – нас учат здесь высшему образованию! Но была практика, отнюдь не фикция. Было распределение. А сейчас, кажется нет области, где бы ни учили журналистов. А кадровый голод острейший.

По поводу лицензирования электронных СМИ, коль скоро мы говорим здесь о региональном уровне, позвольте высказать одно соображение. Безусловно, а такой огромной стране, во избежание конфликта интересов, контроль над использованием несущих частот должен быть федеральным. А вот их предоставление местным вещателям – вместе с контролем - вполне можно отдать на региональный уровень. В конце концов, не в Москве, а здесь гораздо виднее, кто и с чем выходит к зрителям и слушателям города, области. Такой опыт вполне оправдал себя в Германии, даже и в восточной ее части, отчего бы его не перенять?

По мнению экспертов нашего Фонда, в обозримом будущем (два-три года) государство окажется вынужденным обложить граждан телевизионными алиментами, скорее всего, по британскому образцу: фиксированный годовой платеж каждого налогоплательщика независимо от количества телевизоров в семье.

Схема вкратце такова: если собранный налог не покрывает бюджета Би-Би-Си, разницу доплачивает госбюджет, но не свыше 15 процентов. За это британский налогоплательщик получает два крупнейших качественных канала без рекламы. Остальные вещатели эксплуатируют рекламный рынок. И вообще – вся Великобритания обходится четырьмя эфирными телеканалами и одним спутниковым. А у нас сосчитать – пальцев рук и ног не хватит. Нельзя же, в самом деле, этаким стадом вытаптывать одну поляну и бесконечно стенать о бескормице!

Если мы не форсируем переход на европейский стандарт цифрового вещания DVB (решение уже принято), страна рискуют лишиться информационного диалога с мировым сообществом. Отчасти этот форсаж ко времени, потому что состояние вещательных телепередатчиков повсеместно критическое. Но снова проблема: телевизионный налог, что совершенно очевидно, государство направит на покрытие гигантских расходов «оцифровки» всея Руси, а не на либерализацию вещания по той же британской модели.

Но не все так мрачно, есть и светлые проблески. В прошлом году наш Фонд провел Первый Открытый фестиваль политического документального фильма и политической телерекламы «Свобода выбора» в Геленджике. Современные цифровые технологии сыграли свою роль. Если раньше документалисты из регионов сетовали – где же нам соревноваться с москвичами, с их технической базой, - то сегодня технологии унифицированы. И я с удовлетворением могу отметить, что фильм ГТРК «Ярославия» «Немецкий крест» абсолютно на равных конкурировал с работами мэтров не только из Москвы и Питера, но и Австрии, Швеции, Финляндии и стал призером фестиваля. Поэтому силы творческие в регионах есть. Остальное приложится.



 

 




Copyright © 2002-2006, Фонд содействия СМИ «Пресса»
Использование материалов приветствуется при условии ссылки на источник

Наши партнеры:

Конные прогулки в Пятигорске.

Экскурсии в Карачаево-Черкесию из Кисловодска.

Катание на хасках в Мурманске.

Индивидуальные экскурсии по Дагестану из Махачкалы.

Контактная информация