Начало

  ПРЕСС-СЛУЖБА  

  ПРОЕКТЫ  

  УСЛУГИ  

  КОМПАНИЯ  

  КОНТАКТЫ  





Чеченский халифат

начало / пресс-служба / аналитика


Избрание Абдул-Халима Сайдулаева на место убитого Аслана Масхадова резко меняет имидж чеченских боевиков во внешнем мире. На смену идеологии светского сепаратизма приходит торжество идеи религиозного Халифата.

История необратима, как летящая пуля. Масхадов убит, и впредь на территории Чечни и за ее пределами будут действовать другие персонажи этой политической пьесы. Но вспомним поговорку о том, что "пуля - дура", и представим себе, что было бы, если последний президент Ичкерии остался жив. Утопия это или антиутопия - зависит от точки взгляда.

В ближайшие месяцы Совет Европы проводит специальные слушания, посвященные ситуации в Чечне. Главное действующее лицо на них - представитель Масхадова на континенте Ахмед Закаев. Он представляет документ под названием "Путь к миру в Чечне", который должен положить конец многолетней войне. Название символично. Чемберлен, премьер-министр той страны, где сейчас проживает Закаев, после переговоров с руководством гитлеровской Германией торжественно объявлял: "Я привез вам мир".

Проект документа был подготовлен незадолго до этого - в феврале на лондонской встрече, где российскую сторону представлял Союз комитетов солдатских матерей. Сразу по ее окончании председатель Союза Валентина Мельникова объявила, что "мы заручились поддержкой представителей Европейского парламента и Совета Европы в содействии началу мирного урегулирования в Чечне". По ее словам, "впервые в российской истории общественная организация не только захотела вступить в переговоры с воюющей стороной, но и смогла закончить первый этап соглашением".

Бельгиец Барт Стайес и другие депутаты Европарламента, присутствовавшие на февральской встрече в конференц-зале отеля "Уолдорф Хилтон", активно поддержали проект договора. Аналогии с эпохой "третьего рейха" не случайны. "Путь к миру в Чечне" сопровождается упоминанием "тяжких военных преступлений, массовых нарушений прав человека и ужасающих актов террора", которые "не могут иметь оправдания и заслуживают безоговорочного осуждения". Европарламентарии заявили, что "чеченский конфликт не имеет силового решения", и постановили срочно начать "мирный процесс, чтобы положить скорейший конец ужасам".

Более того, взявшись за дело урегулирования, Совет Европы, ЕС и ОБСЕ покусились на святое - партнерство России в глобальной борьбе с международным терроризмом. Согласно документу, "происхождение и развитие терроризма в Чечне и на Северном Кавказе являются следствием недальновидной и преступной политики российского правительства, которое развязало боевые действия в 1994 году". В свою очередь Масхадов устами Закаева заявил о "готовности сотрудничать в борьбе с терроризмом как в рамках двусторонних отношений, так и в составе международной коалиции".

Для президента США Джорджа Буша дружба с Европой дороже, чем приязнь "друга Путина". Все равно, мол, Россия никуда не денется. Давление Запада не оставляло бы Кремлю другого пути, как, стиснув зубы, принять возвращение к хасавюртовскому "Договору о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ" от 1997 года. Согласно "Пути к миру в Чечне", после немедленного достижения перемирия "функции обеспечения безопасности передаются временному специальному миротворческому контингенту". До того, как в Чечне будут проведены "демократические выборы под наблюдением международных институтов", власть переходит в руки "временного коалиционного правительства, созданного под международным контролем".

Дальнейшая политическая биография Масхадова походила бы на судьбу таких его современников, как председатель партии "Шинн Фейн" - политического крыла Ирландской Республиканской Армии Джерри Адамс, лидер палестинской партизанской армии "ФАТХ" Ясир Арафат, командир сионистской боевой бригады "Харэль" Ицхак Рабин, глава Африканского националистического конгресса Нельсон Мандела. Всех этих исторических персонажей тоже называли террористами, отъявленными бандитами и убийцами. Двое из них - Рабин и Мандела - стали общепризнанными руководителями своих государств. Масхадов стал бы третьим в этом ряду. Более того, все четверо - Адамс, Мандела, Арафат, Рабин - в разные годы получили Нобелевскую премию мира (!), став примером для подражания подрастающему поколению. Аналогичное "торжество гуманизма" вполне могло бы ожидать и Масхадова. Ведь он, как и вышеперечисленные политики, лично не участвовал ни в одном террористическом акте. Но история не знает сослагательного наклонения...

Повторимся, неожиданный для многих выбор этой кандидатуры означает, что реально чеченскими боевиками будут руководить другие лидеры. Сайдулаев стал компромиссной фигурой в их борьбе за власть между собой. За краткую историю существования Ичкерии - это четвертый ее руководитель. Лишь первого - генерала Джохара Дудаева - можно считать по-настоящему харизматичным лидером. Возглавивший республику после его гибели Зелимхан Яндарбиев был поэтом, а воюющей республике был нужен "солдатский" президент. Победивший на выборах Масхадов был боевым генералом с опытом участия в афганской войне. Но полевые командиры дорожили другим опытом - полученным в чеченских горах. Поэтому гораздо большим авторитетом в их среде обладали боевые лидеры - Шамиль Басаев, Доку Умаров, Руслан Гелаев, Турпан-Али Атгериев... Двое последних уже погибли. Поэтому после смерти Масхадова многие наблюдатели были уверены, что предстоит жесткая борьба за власть между Басаевым и Умаровым. Так, видимо, и будет, но только за кулисами.

Публично Басаев поклялся "слушаться и повиноваться" нового главу Ичкерии, избранного на заседании "Государственного комитета обороны - Маджлисуль Шура". Этот орган фактически представляет собой собрание полевых командиров и нескольких старых соратников Масхадова. Он выбирает только своего председателя, а не президента республики. Масхадов совмещал обе должности. Но по ичкерийской конституции президент может быть избран только прямыми всенародными выборами. А они сейчас нереальны. Таким образом, у лидера сепаратистов не будет даже части масхадовской легитимности как для Запада, так и внутри Чечни.

Ряд черт биографии Сайдулаева роднит его с Яндарбиевым. И тот, и другой возглавили Ичкерию не в результате прямых выборов. Оба родились в селе Старые Атаги - там же, где и знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев. И, наконец, оба относятся не к боевикам, а к идеологам сепаратистского движения. Разница между ними состоит в том, что у Сайдулаева - идеология не светского, а религиозного сепаратизма. Его немногие интервью переполнены цитатами из Корана. Взлет в карьере Сайдулаева наступил недавно, в 2002 году, когда произошло объединение масхадовцев и фундаменталистов. И Масхадову, и Басаеву нужен был человек, способный идеологически подтвердить правильность тех или иных решений.

При этом бывший полковник советской армии Масхадов, формально исповедуя суфийский ислам, был поборником светского режима и боролся за независимость Чечни как государства. После него в руководстве Ичкерии остались только те, кого называют ваххабитами - поборники салафитского течения ислама. Они отрицают свод правил жизни чеченцев - "адаты", а ориентируются исключительно на Коран. Кроме того, они не признают границ светских государств, а воюют за создание единого Халифата. Таким образом, война выходит на стадию религиозного конфликта. И руководить будет ею не Сайдулаев. Когда в августе 1996 года боевики вошли в Грозный, и федералы вынуждены были пойти на переговоры, то вел их со стороны сепаратистов не Яндарбиев, а тот, кто обладал реальной властью - начальник штаба Масхадов. Именно он и подписывал хасавюртовские соглашения. Сейчас военная власть находится в руках "военного амира Шамиля Абу-Идриса", то есть Басаева. Он и будет вершить политику Ичкерии. Примерно так же, как Рамзан Кадыров руководит Чечней за спиной Алу Алханова.

Игорь Дмитриев



 

 




Copyright © 2002-2006, Фонд содействия СМИ «Пресса»
Использование материалов приветствуется при условии ссылки на источник

Наши партнеры:

Конные прогулки в Пятигорске.

Экскурсии в Карачаево-Черкесию из Кисловодска.

Катание на хасках в Мурманске.

Индивидуальные экскурсии по Дагестану из Махачкалы.

Контактная информация