Стратегия национальной безопасности
начало / пресс-служба
Всероссийский Форум «Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современном мире»
Дискуссии за Круглым столом, проведенные Фондом содействия СМИ «ПРЕССА» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ 17-18 февраля 2004 г.
(тематика обсуждений и рекомендации участников)
«Стратегические проблемы национальной безопасности РФ»
Круглый стол под председательством депутата ГД РФ Г.Н.Селезнева, сопредседатель заместитель Председателя ВГТРК А.А.Зданович
Основные направления дискуссии:
- создание в России конкурентоспособной рыночной экономики;
- проблемы социальной ответственности бизнеса;
- роль и место России в мировой экономике;
- противодействие терроризму, организованной преступности, укрепление правопорядка – основа социально-политической стабильности общества.
Участники Круглого стола констатировали наиболее острые, по их мнению, проблемы:
- отсутствие государственной стратегии развития страны и общества на среднесрочную и длительную перспективу;
- низкая результативность реформирования государственного механизма, экономики и социальной сферы;
- неэффективное управление на всех уровнях, от федерального до муниципального;
- неразвитость национальной аналитической школы. Ни один ВУЗ в России не готовит аналитиков. Несмотря на обилие предложений (на рынке присутствует до 2200 профильных фирм и организаций), общий уровень аналитических разработок слабый, поверхностный;
- угрозы национальной безопасности Российской Федерации не систематизированы;
- изучение потенциальных источников угроз и выработка мер противодействия на научном уровне не имеет координации.
Участниками Круглого стола сформулированы следующие предложения:
- поскольку понятийно стратегия имеет военное происхождение, в разработке стратегических подходов к обеспечению национальной безопасности страны необходимо шире опираться на исторический опыт и потенциал военной науки;
- угрозы национальной безопасности требуют систематизации и научного прогнозирования;
- преодолеть сырьевую направленность отечественной экономики. В этих целях накопленный золотовалютный резерв (84 млрд. долларов) необходимо преимущественно вкладывать в развитие инновационных технологий;
- для обеспечения системного подхода к проблемам национальной безопасности, исключающего доминирование заинтересованных ведомств, необходимо создать вневедомственный Центр координации научных исследований по всему спектру проблематики национальной безопасности и развития страны, в рамках которого организовать постоянную рабочую группу разработки стратегии развития нации.
Дискуссия проводилась в режиме on-line с использованием Интернет ресурсов, благодаря чему в обсуждении приняли участие ученые Урал-РАГС из Екатеринбурга. По общему мнению, новая форма дистанционного диалога заслуживает всяческого развития.
«Обеспечение устойчивого экономического роста на базе приоритетного развития фундаментальной науки и переориентации экономики на производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции – основа национальной безопасности России»
Круглый стол проведен под председательством заведующего кафедрой национальной безопасности РАГС А.А. Прохожева (сопредседатель - А.Е. Городецкий).
Рекомендации участников Круглого стола:
- сформулировать и утвердить на государственном уровне четкие определения экономической безопасности, конкретизировать национальные интересы Российской Федерации в сфере экономики;
- наладить обучение населения защите от угроз экономического характера, прививать гражданскую правовую культуру;
- признать депрессивные регионы с уровнем дотирования из федерального бюджета более 50 процентов одной из основных угроз экономической безопасности Российской Федерации. Приступить к укрупнению субъектов РФ на принципах достижения экономической самостоятельности новообразованного региона;
- совершенствовать экономические отношения на основе баланса интересов личности и государства, проводить созидательную государственную политику в экономике;
- разработать и принять Федеральный Закон о продовольственной безопасности РФ;
- определить четкие критерии в сфере продовольственной безопасности, вернуться к жесткой системе государственной стандартизации производства продуктов питания;
- преодолеть экспортную зависимость продовольственного рынка, в этих целях совершенствовать и развивать государственную поддержку отечественного производителя пищевых продуктов.
«Экологическая безопасность»
Круглый стол под председательством первого заместителя начальника Центра стратегических исследований МЧС России Ю.Г.Шпаковского.
Рекомендации участников Круглого стола:
- на уровне федерального законодательства закрепить обязательную санитарно-гигиеническую паспортизацию регионов в местах производства, накопления и утилизации химического оружия и радиоактивных материалов;
- в целях объективного информирования местного населения, в местах повышенной экологической напряженности (на территориях, прилегающих к производствам утилизации атомных подводных лодок, ликвидации запасов химического оружия и т.п.) систематически проводить, совместно со специалистами, общественностью и СМИ, публичные обсуждения состояния окружающей среды;
- принять правовую основу и разработать методологическую базу общественного контроля потенциально опасных производств, независимо от их ведомственной принадлежности. Разработать конкретные методики экологического мониторинга вредных производств, в т.ч. на предприятиях военно-промышленного комплекса;
- организационно и структурно ввести существующие формирования медицины катастроф в состав Министерства по делам ГО и ЧС.
Информационная безопасность
Круглый стол под председательством заместителя начальника Департамента информационной политики Совета безопасности РФ А.А.Стрельцова. Сопредседатели: В.С.Козлов, заместитель Министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; А.Г.Михайлов, заместитель Председателя Госкомнаркоконтроля; Г.В.Грачев, профессор РАГС.
Рекомендации участников Круглого стола:
- определить неотложной стратегической задачей всех субъектов информационного взаимодействия формирование имиджа Российской Федерации как демократического правового государства, всегда готового защитить интересы своих граждан, уважающего международное право и справедливо претендующего на достойное место в мировом сообществе;
- разработать концепцию развития общественных коммуникаций на основе новейших информационных технологий с учетом прогнозируемых угроз;
- стремиться к формированию позитивной информационной среды как средства обеспечения стабильности и согласия в обществе;
- конкретизировать государственную политику в области СМИ, в телерадиовещании;
- возобновить практику еженедельных обращений к нации первых лиц государства по радио и ТВ, еженедельно проводить брифинги для СМИ, разъясняющие государственную позицию по актуальным вопросам внутренней и внешней политики РФ;
- рекомендовать властным структурам во всех случаях использовать информационное опережение;
- существенно облегчить для представителей СМИ доступ к носителям официальной информации, государственным базам данных и архивным материалам, не содержащим государственной тайны;
- повысить профессиональную культуру журналистики на основах политкорректности и уважения этноконфессионального многообразия Российской Федерации. В качестве неотложной меры исключить из лексикона СМИ термины «пояс шахида» и «ваххабизм», как превратное толкование сути явлений;
- регулярно проводить Круглые столы по данной тематике с привлечением всех участников развития информационного процесса.
|

|

Фотогалерея
|

|